История могущественного фараона Аменхотепа III и Царицы Тия

Аменхотеп III
Аменхотеп III

Робин Джордж Коллингвуд — британский философ и историк, сформулировавший основные подходы к изучению прошлого, считал, что историческое знание – это воспроизведение и проигрывание заново в уме историка всей совокупной мысли, историю которой он изучает. Задача историка — расшифровать эти мысли.

История Древнего Египта во многом состоит из реконструированных, порой вымышленных событий прошлого. В основу современной периодизации древнеегипетской истории египтологи положили схему жреца Мането, которую он составил в III веке до нашей эры, разделив хронологию правителей на 30 династий, но при этом выкинули из истории Мането всю додинастическую эпоху.

Мането начинал свою периодизацию с эпохи Первого времени, когда согласно преданию, Египтом правили Боги, последним из которых был Гор. Согласно Мането, до объединения Египта Менесом история страны уже насчитывала 24925 лет.

В истории Египта есть масса белых пятен и необъяснимых моментов, в отношении которых официальная египтология хранит молчание.

Что же говорит история об одном из самых могущественных фараонов эпохи Нового царства — фараоне Аменхотепе III?

Фараон – Солнце — отец фараона — реформатора Эхнатона, Аменхотеп III — фигура загадочная и противоречивая. С одной стороны, он почитал традиционных египетских Богов и сооружал им роскошные храмы, с другой стороны, именно в его эпоху начался кризис египетской традиционной культуры.

Долгие годы правления Аменхотепа III «безмолвствуют» из-за недостатка письменных источников. Известны лишь одиннадцать датированных документов: девять относятся к периоду с 1 по 11 годы правления фараона, а два других – к 35-му. Пробел в два десятилетия ещё предстоит раскрыть историкам.

При Аменхотепе III начинается противоборство между фараоном и фиванским жречеством Амона, представлявшим собой вторую власть в государстве. В период его правления Атон — диск Солнца, впервые начинает упоминаться как Бог. Согласно традиции Аменхотеп III именовал себя сыном Амона, но стремился восстановить древний обычай отождествлять царя с Богом Солнца. Фараон принял титул Атон-Чехен — «Слепящий диск солнца» и построил в Гелиополе храм, посвященный Атону. Борьба фараона с фиванскими жрецами получила своё дальнейшее развитие в реформе — Аменхотепа IV — Эхнатона.

Аменхотеп III унаследовал от отца — Тутмоса IV, огромную процветающую империю. Несметные богатства, поступающие в Египет из покоренных и зависимых стран, были источником обширной строительной деятельности Аменхотепа.

Богатства Египта были столь велики, что Аменхотеп посылал золото в качестве подарков своим союзникам — царям Митанни и Вавилона, которые были уверены, что золота в Египте «столь же много, как песка в пустыне».

При Аменхотепе III Египет достиг пика своего политического влияния и экономического процветания, была расширена торговля с Грецией и Критом, поддерживались дружеские отношения с правителями Митанни, Ассирии, Хеттского царства, Кипра и Вавилона.

Фараон брал в жены принцесс из соседних держав, но отказывался удовлетворять просьбы выдать замуж за иностранцев собственных дочерей.

Главной женой Аменхотепе III была Тия (Тейе) — дочь жреца Бога плодородия Мина, начальника колесничих по имени Юя и его жены Туи.

Исследователи полагают, что Тия прямо не принадлежала к царской семье, хотя её мать Тую называют потомком царицы Яхмос-Нефертари — жены и одновременно сестры царя-освободителя Египта от гиксосского владычества — Яхмоса I. Отцу Тии, который, благодаря особым деловым качествам и дару предвидения, был приближен к фараону, некоторые египтологи приписывают семитское происхождение.

Тия имела большое влияние при дворе Аменхотепе III, принимала участие во всех официальных церемониях и праздниках, сопровождала фараона в поездках, занималась строительством собственного храма на территории современного Судана. Брат Тии Анен занимал высокие должности в иерархии жречества Амона, будучи вторым пророком Амона в Карнаке.

Аменхотеп III осуществил грандиозную программу строительства храмов. В Фивах, на правом берегу Нила, он расширил храм Амона в Карнаке, возвёл новые храмы Мут, Хонсу и Монту, его заслугой стала аллея сфинксов, соединяющая Карнакский комплекс с храмом в Луксоре.

На левом берегу Нила в Малькате был построен обширный дворцовый комплекс, в Западной долине, что примыкает к Долине царей — царская гробница, а в Ком-эль-Хеттан — огромный заупокойный храм, который стал самым большим, построенным когда-либо в Фивах, превзойдя своей величиной храм Амона в Карнаке.

Для строительства заупокойного храма в Ком-эль-Хеттан на западном берегу Нила в Фивах было выбрано место в пойме Нила, вследствие этого храм частично затоплялся во время ежегодных разливов.

Когда вода спадала, храм, символически рождаясь вновь, выступал из нее, будто первозданный холм из бездны хаоса в египетском мифе о сотворении мира.

Аменхотеп III при жизни издал указ о собственном культе, почитался как мудрец и полубожество, царствовал он 37 лет. Мумия Аменхотепа III, обнаруженная в гробнице его деда Аменхотепа II в Долине царей, дала возможность установить, что в момент смерти ему было от 40 до 50 лет. Ни в одном тексте точная дата кончины Аменхотепа III не приводится. Тия пережила мужа на двенадцать лет и была похоронена в гробнице Эхнатона в Ахетатоне. После крушения культа Атона, мумия Тии была перезахоронены в Долине царей, идентифицирована тестом ДНК в феврале 2010 года.

Из-за разрушительного действия ежегодных разливов Нила и нескольких землетрясений, от поминального храма Аменхотепа III остались лишь колоссальные статуи, стоявшие изначально у центрального пилона храма — «колоссы Мемнона».

Колоссы Мемнона
Колоссы Мемнона

Колоссы Мемнона — «Правителя утренней зари» — две массивные каменные статуи сидящего фараона Аменхотепа III, обращённого на восток к Нилу и восходящему солнцу. На передней части трона вырезаны фигуры его жены Тии и матери Мутемуйи, на боковых панелях — Бог Нила — Хапи.

Эти колоссальные статуи из глыб кварцита были первоначально монолитами. С учётом каменных платформ, на которых стоят статуи, они достигают 18 метров в высоту. Каждая статуя весит порядка 750 тонн и опирается на 550-тонный кварцитовый пьедестал.

Каким инструментом создавались эти гигантские статуи? Железо уже было известно в древнем Египте и считалось драгоценным металлом из-за его дефицита и твердости, но железные инструменты не подходят для обработки кварцита. Специалисты, исследовав надписи в нижней части Колоссов Мемнона, определили, что частицы камня поддавались гравировочному инструменту, мастера надписали кварцит, когда он был мягкий.

Швейцарский профессор-химик Джозеф Давидовиц провел химический анализ Колоссов Мемнона и определил, что они созданы не из огромных блоков, выдолбленных в каменоломнях, а представляют собой застывший геополимер (аналог бетона) – искусственно приготовленный материал, содержащий измельчённый известняк и специальное вяжущее вещество. Сохранились предания о том, что в древности люди обладали уникальными технологиями: «размягчения камней».

Некоторые исследователи полагают, что на спинках сидений обоих колоссов Мемнона высечены православные широкие кресты. Но история Креста, как символа, намного древнее, она объединяет язычество и христианство, индуизм и верования древних майя…

И наиболее древний крест «Анкх» — важнейший древнеегипетский символ бессмертия, в котором объединены два символа — крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности.

Их сочетание обозначает бессмертие. Анкх — единство мужского и женского начал — овал Исиды и крест Осириса.

Крест в сочетании с головой фараона Аменхотепа III, являющейся как бы «венцом» креста, и есть Анкх – символ вечной жизни фараона, изображённый на Колоссах поминального храма.

По представлениям египтян, именно форму Анкха имел ключ, которым можно было открыть врата смерти, ключ к эзотерическим знаниям и бессмертной жизни духа.

Северный колосс Мемнона был поврежден землетрясением 27 года до нашей эры. Расколовшись, колосс стал издавать похожий на лёгкий звон колокола звук, который обычно слышался утром. Римский император Септимий Север, стремясь восстановить статую в 199 году нашей эры, «заставил её замолчать навсегда».

Колоссы Мемнона – врата в царство мёртвых. Что они выражают, истории неизвестно, но эти стражники в древности что-то охраняли, и возможно, охраняют по сей день. Кого они охраняют сейчас? Разгадку нужно искать в сознании историков.

Псссс..!! Если вам понравилcя этот материал, подписывайтесь на наши странички в «Вконтакте» или «Твиттер» и следите за последними обновлениями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: