На протяжении многих тысячелетий владельцы судов украшали нос корабля. Многие из фигур были связаны с названием судна или имели особый смысл для владельца, иногда просто носили случайный характер, были обычным элементом декора.
Кариатиды, аллегории, путти, боги, воины — все они перекочевали на нос корабля из высокого искусства. Стиль определялся художественными идеями, господствовавшими в то время. Самым распространенным был человеческий силуэт, иногда представленный в полный рост, иногда только голова или бюст.
Чаще всего преобладали королевские особы или представители искусства и литературы. Иногда таким образом судовладельцы могли запечатлеть свою жену или дочь. Среди королев, представленных на носах кораблей лидировала королева Виктория.
Из-за условий окружающей среды (соленой воды, ветра и штормов) вовсе не многие фигуры дожили до нашего времени. Еще одна опасность среди ранних торговых парусных судов — кораблекрушения.
Тем не менее сохранившиеся примеры фигур на носу корабля часто можно увидеть в музеях прибрежных городов. В Лондоне и Ливерпуле есть необычайно красивые экспонаты.
Интересно, что в основном информацию о фигурах на носу корабля мы получаем из других видов искусства. Они зафиксированы в рисунках, на картинах и книжных иллюстрациях. Также могут быть обнаружены на монетах, мозаиках, керамике, гобеленах и в церковной резьбе.
Для самых ранних мореплавателей носовые части кораблей имели религиозное и духовное значение. Самая ранняя фигура на носу представляла собой голову настоящего животного. Древние верили, что этот тотем защищает от неприятностей. Иногда такой вариант можно встретить и по сей день. Фигура изготавливалась мастерами, имела художественную ценность, обозначала племенную принадлежность.
На боевых каноэ маори тоже размещались резные изображения. Жители островов Тихого океана и коренные американцы украшали свои лодки мистическими образами. Длинные корабли викингов обвивали змеи и драконы. Римляне размещали лебедя, греки — бронзовых кабанов. Финикийские торговцы отождествляли себя с конем, карфагеняне выбирали барана. Древние египтяне использовали священных птиц и рисовали глаза, чтобы они «видели» путь сквозь воды.
В 16 веке в декоративном оформлении кораблей происходят изменения. В течение 17-го и 18-го веков львы и лошади стали фаворитами у британцев, тем самым подчеркивая политику империи, право на господство в Мировом океане и торговлю за границами империи.
С середины 18-го века и далее человеческая фигура постепенно заменяла животных. На этом этапе истории корабль был не только источником прибыли, но и гордости. Новое поколение быстроходных клиперов и надежных океанских пароходов — все они имели великолепные фигуры на носу.
Однако огромная стоимость и вес этих замечательных изделий съедали время и деньги, которые могли быть потрачены на безопасность корабля. Вмешался Королевский флот и запретил фигуры на носу. Однако это ограничение не было успешным, традицию искоренить не удалось.
Мы мало знаем о ремесленниках, создававших шедевры. Они редко упоминались в хрониках. Многие плотники были неграмотны и остались анонимами в истории. Известно про голландскую школу морских художников, возглавляемую семьей Ван де Вельде, отцом и сыном.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: