Оптимальный возраст для интенсивного обучения, по мнению невролога Екатерины Демьяновской, составляет от 17 до 20 лет.
В этот период у людей наиболее активно работает стриатум, или полосатое тело, особая структура мозга, которая задействована в процессе обучения: закрепления полученных навыков, формирования пунктуальности, консолидации памяти. Научные эксперименты подтверждают эти данные. Так, в одном из исследований, проведенных в Нидерландах, люди в возрасте 17-20 лет показали наилучшие результаты в задании на распределение изображений по трем ячейкам. Их точность достигала 97%.
Еще один аргумент в пользу обучения в молодом возрасте связан не с работой мозга, а с общими психофизическими навыками. Студенты учатся взаимодействовать с самыми разными людьми, трудиться в режиме цейтнота (например, перед сессией), самостоятельно распределять время для отдыха и работы. Некоторые также адаптируются к новым климатическим условиям, если они решили учиться в другом городе или даже стране. Все это проще сделать в более молодом возрасте, когда психика более гибкая и адаптивная.
Однако молодых людей подстерегает другая опасность — преждевременное снижение интеллектуальных способностей, связанное со злоупотреблением гаджетами. Эта болезнь XXI века получила название «цифровая деменция». У людей, которые много времени проводят за компьютерами, планшетами и смартфонами, снижается умение концентрироваться, может нарушиться память, иногда возникают эмоциональные расстройства, ухудшается координация движений. Это связано с тем, что некоторые области мозга — за ненадобностью — начинают работать хуже.
В старшем возрасте — после 50 лет — способности к обучению, как правило, снижаются. Тому виной и внешние факторы (стрессы, курение, употребление спиртных напитков), и сопутствующие заболевания (артериальная гипертензия, болезни печени и почек).
Главная задача на более поздних этапах жизни — сохранять нейропластичность, то есть способность мозга адаптироваться или даже изменять свою внутреннюю функционально-анатомическую структуру в ответ на внешние или внутренние стимулы. Для этого нужно время от времени выполнять непривычные задачи — например, менять знакомые маршруты, выполнять домашние дела с закрытыми глазами, смотреть документальные и учебные видеоролики, задействовать левую руку вместо правой и наоборот. Все эти нехитрые способы поддерживают имеющиеся нейронные связи и способствуют формированию новых контактов между нервными клетками головного мозга.