Когда мы думаем о чём-то, в нашей голове звучит внутренний голос, который говорит на нашем родном языке. Но как же быть с теми, кто не слышит с рождения или потерял слух в раннем возрасте?
Ответить на этот вопрос непросто, ведь каждый человек с глухотой делает это по-своему. Способ мышления зависит от множества факторов, таких как возраст, в котором произошла потеря слуха, а также от умения общаться на языке жестов. Некоторые люди не имеют внутреннего монолога и даже не умеют фантазировать.
Эта тема, безусловно, заслуживает внимания и обсуждения!
Как мыслят люди с нарушениями слуха?
Казалось бы, ответ очевиден: они думают на том языке, которым владеют. Однако всё не так просто.
Профессор лингвистики Бенси Волл утверждает, что глухие дети, которые с рождения не слышали звуков, общаются с помощью жестов. В их сознании не звучат слова, а возникают образы движений руками. Можно сказать, что для них язык жестов становится основой мышления.
Люди с нарушениями слуха воспринимают мир не через слова, а через образы. Они могут выражать свои мысли с помощью жестов, письменных слов или рисунков — каждый выбирает свой способ. Это не значит, что их внутренний мир менее разнообразен или менее насыщен, просто он проявляется через другой способ выражения.
Некоторые люди с нарушениями слуха, особенно те, кто потерял слух не с рождения, могут сочетать в своём мышлении образы и звуки, поскольку у них остались воспоминания о том, как звучит речь.
Какие бывают языки жестов
Стоит подчеркнуть, что язык жестов не является универсальным средством коммуникации. В мире существует примерно 300 различных жестовых языков.
Наиболее распространёнными являются:
- Американский жестовый язык (ASL);
- Британский жестовый язык (BSL);
- Французский жестовый язык (LSF);
- Российский жестовый язык (РЖЯ).
Эти языки не имеют ничего общего друг с другом, поэтому глухие люди используют тот жестовый язык, на котором они общаются.
Даже в странах, где говорят на одном и том же устном языке, жестовые языки могут сильно отличаться, отражая культурные и исторические особенности каждой нации.
Любопытно, что когда глухие люди общаются с помощью жестов, в их мозге активизируется та же область, что и у слышащих людей при мысленном произнесении слов. Это свидетельствует о том, что внутренний язык жестов функционирует подобно внутренней речи и играет значимую роль в процессах мышления и запоминания.
Отсутствие внутреннего диалога и фантазий
Следует подчеркнуть, что даже среди тех, кто способен слышать, есть те, кто мыслит не словами, а образами. И глухие люди в этом не одиноки.
Научные исследования продемонстрировали, что некоторые люди не ведут внутренний монолог, как это делает большинство. Их мысли не проговариваются, а формируются из визуальных образов или абстрактных понятий, не связанных с речью. Это может показаться необычным, но для таких людей это совершенно естественно.
Ещё одно любопытное явление — афантазия. Это состояние, при котором человек не способен создавать мысленные образы, то есть не умеет фантазировать и даже не понимает, как это возможно.
Люди с афантазией не могут «видеть» в уме картинки, и пока неясно, как это проявляется у глухих. На данный момент исследований на эту тему практически нет, и остаётся загадкой, как люди без звуковых или визуальных мыслей организуют своё мышление.
Ещё один любопытный феномен — афантазия. Это состояние, при котором человек не способен создавать мысленные образы, то есть не может фантазировать и даже не понимает, как это делается.
Люди с афантазией не могут «видеть» в своём воображении картинки. Пока неясно, как это проявляется у глухих.
На данный момент исследований на эту тему практически нет, и остаётся загадкой, как люди без звуковых или визуальных представлений организуют своё мышление.
В результате мы можем сказать, что мышление — это крайне многогранный процесс, который у каждого человека проявляется по-своему. Одни люди мыслят через внутренний диалог, другие — с помощью образов, а у третьих внутренний диалог полностью отсутствует. Наш мозг способен адаптироваться к любым условиям.