Некоторые магазины стали предлагать клиентам оплачивать покупки с использованием QR-кодов. Заведующая кафедрой финансов и кредита экономического факультета РУДН Дарья Динец рассказала агентству “Прайм”, кому может подойти этот метод, а кто предпочтет им не пользоваться.
QR-платежи проходят через Систему быстрых платежей, однако они регистрируются как переводы юридическим лицам. Многие банки не предоставляют кешбэк за такие операции, поэтому покупатели могут терять бонусы. Вместе с тем для магазинов этот способ привлекателен благодаря снижению комиссии. Например, за платежи картой бизнес платит около 3%, тогда как за использование кода в СБП — всего до 1%.
«Для продавцов оплата через QR-код выгоднее, так как комиссия за эквайринг меньше, чем при оплате через систему МИР. Покупателям же особой разницы нет, хотя некоторые магазины могут заложить небольшую надбавку к цене товара, рассчитывая, что часть покупателей будет испытывать неудобства при оплате QR-кодом», — отметила эксперт.
Этот способ становится целесообразным, когда магазин предоставляет скидку, превышающую размер потерянного кешбэка. Также он удобен, если покупатель забыл карту дома, а мобильный банкинг еще не настроил. В других ситуациях решение об оплате через QR остается на усмотрение клиента.
Магазинам необходимо принимать оплату любыми доступными способами — наличностью, переводом на карту физического лица или банковской картой. При наличии чека налоги уже оплачены, поэтому покупателю необязательно объяснять причину отказа от использования QR-кода. Магазин обычно предложит альтернативный способ оплаты, чтобы избежать потери прибыли, подчеркнула Динец.