14 ноября в российских кинотеатрах стартует показ психологического триллера «Еретик» от режиссёров Скотта Бека и Брайана Вудса. Фильм создан студией A24, которая также подарила зрителям такие картины, как «Солнцестояние», «Маяк» и «Максин ХХХ».
Максим Ершов, впечатлённый оригинальным сочетанием религиозных и культурных элементов, объясняет, почему этот изобретательный фильм может стать настоящим подарком для любителей острых ощущений.
Сёстры Барнс (Софи Тэтчер) и Пэкстон (Хлоя Ист) — миссионерки Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Они ходят по домам в небольшом городке у подножия Скалистых гор и пытаются обратить жителей в свою веру с помощью брошюр со словами Господа и силы убеждения.
Одним из последних на их маршруте значится мистер Рид (Хью Грант). Когда сёстры подходят к его дому, начинается буря. Мистер Рид приглашает их внутрь. По правилам мормонской церкви сёстрам нельзя разговаривать с мужчиной без присутствия его жены или подруги. Однако мистер Рид уверяет их, что его жена печёт черничный пирог в соседней комнате и будет рада познакомиться с ними.
Вскоре миссионерки поймут, что господин в уютном кардигане в клетку, с обаятельной улыбкой и в старых очках, их обманывает. Никакой жены нет, а запах исходит от свечи с ароматом черничного пирога. Мистер Рид поддерживает разговоры о Книге Мормона, чтобы усыпить бдительность гостей.
Хозяин дома говорит, что девушки могут покинуть здание в любой момент, но сначала сёстрам нужно пройти испытание, чтобы проверить их веру.
«Еретик» был впервые показан на фестивале в Торонто. Благодаря положительным отзывам, мрачному Хью Гранту на постере и производству студии А24, триллер стал одной из самых ожидаемых премьер осени.
Скотт Бек и Брайан Вудс, сценаристы «Тихого места», также являются режиссёрами «Еретика». Их предыдущие проекты не получили широкой известности.
Слэшер «Они» прошёл незаметно, а фантастический блокбастер «65» с Адамом Драйвером провалился в прокате.
В «Еретике» дуэт авторов возвращается к напряжённым историям, но теперь они более личные. Это также станет их возвращением к успеху.
В начале фильма мы видим, как две миссионерки обсуждают любительское порно и высмеивание религии мормонов в «Южном парке». С самого начала авторы противопоставляют религию и поп-культуру, и это только начало. Беку и Вудсу не занимать смелости и умения связать, казалось бы, несовместимые темы.
В теологической лекции мистера Рида авторы сравнивают монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам и мормонизм) с развитием игры «Монополия». Церковь сестёр оказывается лишь современным дополнением к давно известным правилам. Мистер Рид также проводит параллель между эволюцией религиозной мысли и музыкой.
В 2013 году музыканты из группы The Hollies обвинили Radiohead в плагиате, утверждая, что песня Creep является копией композиции The Air That I Breathe. Но это ещё не всё. Спустя пять лет Radiohead подали иск против Ланы Дель Рей, утверждая, что её песня Get Free очень похожа на Creep.
Зрители «Еретика» с удовольствием слушают увлекательную лекцию мистера Рида. Возможно, сёстры Пэкстон и Барнс могли бы поступить так же, если бы оказались в другой ситуации. Однако они слушают культурологическую лекцию в гостях у психопата, который, возможно, хочет их убить.
Режиссёры заслуживают похвалы за то, что смогли создать напряжение из, казалось бы, незначительных элементов.
Мистер Рид, загнав своих жертв в угол, а вместе с ними и зрителей, начинает излагать свои теории. В других обстоятельствах его лекция могла бы показаться скучной, но в замкнутом пространстве дома, где комнаты и подвал похожи на лабиринт, она приобретает особую значимость.
Отдельного внимания заслуживает Хью Грант, который превращает свою обезоруживающую улыбку в оружие психопата. Он может превратить добродушное лицо из героя романтических комедий в оружие, которое может привести к безумию.
Мистер Рид непредсказуем, и в следующую секунду от него можно ожидать чего угодно. Он здесь хозяин и господин. Мормонки сами пришли в его владения, и теперь он пытается обратить их в свою веру.
Перестановка сил забавна. Теолог и манипулятор одинаково харизматичны, дьявольски проницательны и хладнокровны, в отличие от умных, но кротких сестёр. В классических слэшерах мы часто видим убийц 1970-х, которые напоминают животных, жаждущих крови. Мистер Рид же ближе к интеллектуалу Ганнибалу Лектеру, который может заговорить жертву, чтобы незаметно подтолкнуть её к чудовищному финалу.
В жанре хоррора Вудс и Бек затрагивают не столь очевидные темы власти и контроля, веры и неверия. Где проходит граница между религиозностью и атеизмом? Легко ли её пересечь?
Загоняя жертв в подвал, мистер Рид пытается заставить их сомневаться в реальности мира, который они знали. Может быть, всё это лишь иллюзия? Человеку нужны ориентиры. Без цели жизнь теряет смысл. Для чего мы здесь? Религия может помочь найти понятные ориентиры, которые помогут двигаться вперёд. Вот сёстры и пошли по лёгкому пути. Но есть ли альтернатива?
В религиозных триллерах и хоррорах часто затрагиваются темы одержимости злыми духами или прихода Антихриста. В этих произведениях авторы пугают нас лжепророчествами, страхом веры и сомнениями в истинности религии.
Сёстры Барнс и Пэкстон выбраны не случайно — уже в начале фильма мы видим их внутреннее смятение и сомнения в своей вере. Даже сама идея миссионерства выглядит как приключение, как задание для бойскаутов. Но есть ли за всем этим глубокое убеждение?
Хозяин дома ставит под сомнение осознанность выбора сестёр. Ведь они ещё так молоды. Возможно, родители сделали их мормонками. И теперь Барнс и Пэкстон просто плывут по течению религии, пытаясь привлечь новых последователей.
Рид легко может запутать не только миссионерок, но и зрителей. Он действительно мастерски владеет ораторским искусством, находя всё новые аргументы в пользу своих убеждений. Злодей и режиссёры словно играют в одной команде, действуя синхронно.
В то же время, авторы фильма смогли удержать внимание зрителей примерно на протяжении двух третей фильма. Ближе к концу все сюжетные ходы становятся очевидными, и остаётся только голая структура сценария — две жертвы в доме у маньяка. Это игра в кошки-мышки, все переменные известны. Слабая команда оказалась в доме у сильного противника. С самого начала заданные вводные никуда не исчезают. И, раз уж речь идёт о религии, то не происходит ни чуда, ни неожиданного поворота событий: «Еретик» — это умный и оригинальный жанровый эксперимент, который, к сожалению, разочаровывает предсказуемым финалом.
Фокусник, который два часа держал зрителей в напряжении, оказывается мошенником. Карты вылетают из рукава, кролик из шляпы убегает за кулисы. Но смотреть «Еретика» всё равно интересно, и время пролетает незаметно.