Минцифры обратилось к идее обязать Apple разрешить установку приложений не только из App Store, но и из сторонних маркетплейсов. Ведомство разрабатывает соответствующий законопроект, основанный на европейском Digital Markets Act (DMA).
Сейчас документ дорабатывается и будет внесён в Госдуму весной. Он коснётся всех владельцев мобильных систем, производителей устройств и операторов магазинов. Они должны будут обеспечить равные условия для установки приложений.
Инициатива Минцифры похожа на DMA, который обязывает производителей открывать свои платформы для сторонних компаний и разработчиков. Но в iOS сторонние приложения устанавливаются не так свободно, как в Android. Разработчики должны публиковать свои продукты в альтернативных магазинах, а их создатели — иметь аккредитив в 1 миллион евро и платить Apple роялти за использование базовых технологий. Все приложения должны проходить нотаризацию в Apple.
Эксперты считают, что принятие норм, подобных DMA в РФ, облегчит работу издателям приложений, попавших под санкции. Но российские регуляторы имеют мало инструментов для принуждения Apple к исполнению изменяющихся требований закона.
«В целом компания продолжает выполнять решения судов и надзорных органов, несмотря на прекращение продаж в РФ, и уплачивает штрафы. Поэтому инициатива Минцифры не выглядит бесперспективной», — говорит Алексей Минаев, преподаватель Moscow Digital School.