«Яндекс» активно работает над уменьшением количества тем, на которые его голосовой помощник «Алиса» не может ответить или уклоняется от ответа, но некоторые вопросы всегда будут оставаться для неё запретными, сообщил в интервью РИА Новости Дмитрий Масюк, директор бизнес-группы поиска и рекламных технологий Яндекса.
«Мы усердно работаем над этой задачей, но процент таких случаев действительно невелик, всего лишь однозначный, как говорится. И за четыре месяца мы снизили этот показатель на треть. Наша цель — свести его практически к нулю, чтобы отвечать почти на все вопросы», — сказал он, отвечая на вопрос о запретных темах для «Алисы».
Масюк отметил, что в настоящее время так ведёт себя сервис «Нейро», который загружает информацию для своих ответов непосредственно из поиска: если задать ему вопрос, нет практически ни одной темы, в которой он бы уклонился от ответа. Однако, по его словам, существуют определённые вопросы, на которые «мы не хотим и принципиально не будем отвечать».
«В „Алисе“ у нас есть детский режим, который защищает детей от взрослого контента. А в „Нейро“, например, если человек спрашивает, как покончить жизнь самоубийством, мы не предоставляем 10 самых лёгких способов. Такие запросы также поступают к нам. Если человек задаёт такой вопрос, мы скорее хотим предоставить ему номер телефона доверия, чем отвечать на этот вопрос», — пояснил Масюк.
Топ-менеджер пришёл к выводу, что стремиться к нулевому количеству отказов отвечать на вопросы нецелесообразно, поскольку его цель — продемонстрировать наличие различных точек зрения на определённые вопросы. Однако количество отказов должно стремиться к нулю, и этот процесс займёт скорее месяцы, чем годы.
В апреле Яндекс представил новую версию своего голосового помощника Алиса, которая основана на нейросети YandexGPT 3. Эта модель позволяет помощнику объяснять сложные вещи простым языком и предоставляет платную опцию «Про». Согласно информации от компании, ежемесячная аудитория голосового помощника насчитывает 77,1 миллиона пользователей, которые задают ему 5,2 миллиарда запросов ежемесячно. Алиса занимает 78% рынка виртуальных помощников в России.
Также в апреле Яндекс запустил новый сервис «Нейро», который объединяет генеративные модели с поисковой системой. Нейросети подбирают нужные источники через поисковую выдачу, а YandexGPT 3 предоставляет ответ в виде одного сообщения со ссылками на материалы. В своих ответах «Нейро» не использует информацию из памяти нейросети, а даёт ответ на вопрос с использованием всех доступных в интернете знаний. Нейросеть способна отвечать на вопросы, требующие информации из нескольких источников, и дополнять свой ответ в режиме диалога.