Многие из нас задумывались, возможно ли совершить космический перелёт на самолёте, особенно если посмотреть на современные модели самолётов, такие как Boeing 747, способные преодолевать большие расстояния и быстро перемещаться по всему миру. Несмотря на это, идея отправки самолёта в космическое пространство остаётся утопической мечтой.
Основные причины невозможности вылета самолёта в космос
1. Недостаточная аэродинамическая подъёмная сила
Чтобы самолёт оставался в воздухе, необходимы определённые условия окружающей среды, обеспечивающие достаточный уровень давления воздуха. Воздух создаёт сопротивление, необходимое для формирования подъёмной силы крыла. На высоте около 12–13 км плотность воздуха настолько мала, что подъёмная сила резко снижается. Уже на этой высоте самолёт вынужден снизить скорость набора высоты или вообще прекратить дальнейший подъём.
Эксперты подчеркивают, что на высотах порядка 80 км и выше, традиционно считающихся границей начала космоса, окружающая среда кардинально отличается от привычных условий воздушной среды.
Александр Николаев, инженер авиационной промышленности: «Современные коммерческие самолёты рассчитаны исключительно на полеты в пределах плотных слоёв атмосферы, начиная с нижних уровней тропосферы и заканчивая верхними слоями стратосферы. Высота свыше 12–13 км критична для любого коммерческого самолёта».
2. Ограниченная мощность двигателя
Двигатели современных самолётов работают благодаря сгоранию топлива в присутствии кислорода, поступающего извне. Высокоэффективные реактивные турбины обеспечивают достаточное ускорение и позволяют развивать скорость вплоть до нескольких сотен километров в час. Однако с увеличением высоты уменьшается содержание кислорода в атмосфере, что снижает эффективность сгорания топлива и существенно уменьшает производительность двигателя.
Специалисты утверждают, что даже на высоте около 15–18 км, которой способен достигнуть легендарный сверхзвуковой Concorde, двигатели начинают терять значительную долю своей мощности. В условиях открытого космоса работа двигателя невозможна ввиду полного отсутствия кислорода для горения топлива.
3. Проблемы с навигацией и управлением
Кроме технических аспектов существует ещё одна важная проблема — управление самолётом вне пределов плотной атмосферы. Полностью исчезнувшие внешние ориентиры (например, горизонты, горизонтальные поверхности), отсутствие значительного воздействия ветра и слабая чувствительность приборов к таким условиям приводят к серьёзным проблемам с ориентацией и устойчивостью аппарата.
В космосе большинство устройств управления теряет смысл, и, кроме того, взаимодействие оборудования с кабиной потребует радикальных изменений, включая необходимость герметизации салона и дополнительные системы жизнеобеспечения.

Теоретические сценарии и гипотезы
Некоторые энтузиасты авиации считают возможным создание специализированных моделей самолётов, оснащённых дополнительными устройствами и технологиями, позволяющими преодолеть границы плотности атмосферы и создать необходимую поддержку самолёта в открытом пространстве. Среди наиболее известных примеров таких аппаратов выделяют экспериментальный американский X-15, созданный специально для исследования верхних слоев атмосферы и ранних экспериментов по выходу в космос.
Однако подобные аппараты отличаются принципиально иной конструкцией, включающей мощные ракетные двигатели и специализированные топливные элементы, содержащие чистый кислород, необходимый для функционирования силовых установок в вакууме. Эти разработки требуют колоссальных затрат ресурсов и далеко выходят за рамки обычных гражданских перевозок.
Мнения специалистов и выводы
Большинство авторитетных экспертов сходятся во мнении, что попытка отправить современный коммерческий самолёт типа Airbus A380 или Boeing 747 в открытое космическое пространство приведёт лишь к неизбежному крушению аппарата. Плотность воздуха стремительно падает на высоте порядка 12–13 км, а двигатели теряют возможность полноценно функционировать, что неизбежно ведёт к потере управляемости и последующему падению обратно на поверхность планеты.
Александр Павлов, директор Центра космических исследований РАН, поясняет: «Космическое пространство требует совершенно иных технологий и подходов, нежели авиация. Современные самолёты способны доставлять пассажиров лишь в плотные слои атмосферы, обеспечивая комфортные условия путешествия и эффективное использование горючего. Попытка вывести их за пределы этой зоны гарантированно закончится трагически».
Таким образом, современные технологии гражданской авиации попросту не приспособлены для достижения космической высоты. Чтобы добраться до звёзд, человечеству нужны принципиально новые решения и концепции, такие как ракета-носители, гиперзвуковые транспортные средства и другие инновационные разработки, рассчитанные именно на работу в экстремальных условиях глубокого космоса.



