В связи с растущим спросом на игристые вина, российские производители всё чаще выпускают их в алюминиевых банках. Этот формат становится всё более популярным благодаря своей доступности, что особенно важно в условиях растущей инфляции.
Крупный производитель вина «Фанагория» представил свою первую линейку игристых вин в алюминиевых банках. В начале декабря компания начала продажи своего игристого вина Brule Frizzante в такой упаковке. Минимальная цена за 0,25 литра составляет 250 рублей.
Компания инвестировала 140 миллионов рублей в производство игристых вин в алюминиевых банках. По прогнозам компании, в течение года будет произведено около 12 миллионов единиц такой продукции.
За период с января по октябрь 2024 года «Фанагория» произвела 349 тысяч децилитров вина, что на 70% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
По данным участников рынка, в России за 2024 год было произведено более 13,47 миллионов децилитров игристых вин, что на 25% больше, чем в прошлом году.
По данным Росалкогольрегулирования, продажи игристых вин за десять месяцев 2024 года выросли на 10,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 16,3 миллионов децилитров.
Производители игристых вин всё чаще выбирают алюминиевые банки для своей продукции. В 2021 году компания «Союз Вино» выпустила игристое вино Perle, став первым производителем в России, который начал продавать вино в такой упаковке. Сейчас компания производит 30 миллионов банок в год.
В 2022 году «Абрау-Дюрсо» начал производство игристых вин в алюминиевых банках под маркой Abrau Light.
Павел Шапкин, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики, отмечает, что рост производства игристых вин в алюминиевых банках является общемировой тенденцией.
По словам Александра Ставцева, руководителя WineRetail, в России эта тенденция поддерживается увеличением числа домохозяйств, состоящих из одного человека. Такие домохозяйства часто не нуждаются в больших объёмах продукции.
Согласно последней Всероссийской переписи населения, проведённой в 2021 году, 27,6 миллионов домохозяйств состоят из одного человека, что вдвое больше, чем в 2002 году.
Кроме того, игристые вина в алюминиевых банках обычно продаются по минимальной цене, что также привлекает покупателей в условиях растущей инфляции, отмечает Павел Шапкин. Однако, если цена банки объёмом 0,25 литра превысит 200–250 рублей, покупатель может отказаться от покупки и выбрать классическую бутылку, считает Александр Ставцев.
По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), ассортимент игристых вин в крупных торговых сетях составляет от 100 до 200 наименований. Из них 2–4,5% приходится на продукцию в алюминиевых банках объёмом 0,25 литра, преимущественно от российских производителей.
Импортные игристые вина в основном представлены продукцией из Венгрии и ЮАР. По оценкам АКОРТ, средний ценовой сегмент таких напитков составляет от 159,9 до 399 рублей.
По прогнозам Павла Шапкина, продажи игристых вин продолжат расти. Этому будет способствовать повышение акцизов на слабоалкогольные напитки, из-за чего производство коктейлей в России уже снизилось на 90%, и потребители переключаются на относительно доступные игристые вина.